Как в Узбекистане ограничивают бизнес в тендерах и что с этим делать. Мнение эксперта

0
234

Как в Узбекистане ограничивают бизнес в тендерах и что с этим делать. Мнение эксперта

Многие отечественные предприниматели сегодня сталкиваются с серьезными ограничениями в рамках участия в различных государственных и корпоративных тендерах. И речь здесь уже идет не о прямой коррупции, а более хитрой схеме по составлению тендера под конкретную заранее известную компанию, которая де-юре и де-факто будет единственной, отвечающей всем необходимым параметрам.   

Что сейчас происходит в сфере и как это исправить, рассказывает основатель Ассоциации участников государственных закупок, директор компании Tenderzone Комол Ниязов.

– Основные проблемы бизнеса связаны с завышенными требованиями в условиях тендера, а именно в технической и квалифицированной части. Исторически сложилось так, что многие технические задания и квалифицированные требования пишутся под диктовку тех поставщиков, с кем изначально, то есть до объявления тендера с заказчиком, были свои договоренности.

В основном это договоренности об откате, но это не всегда бывает так. Существуют ситуации, когда заказчик хочет получить более качественный товар или услуги, или просто привык к продукции конкретного бренда. По этой причине закупка у конкретного поставщика, проверенного временем и опытом, считается наиболее рациональной в данном конкретном случае.

Другие потенциальные поставщики, то есть участники тендера, изучив технические и квалификационные требования, обычно сразу понимают, что он выставлен под какую-то конкретную компанию и участие в нем не имеет шансов на победу, а, значит, является бессмысленным. Таким образом в таких тендерах сужается круг потенциальных поставщиков с целью довести до победы заранее определенную компанию.

Разберемся в этом подробнее. За долгие годы работы на рынке тендеров появилось несколько лайфхаков для написания тендерной документации. Они помогают заказчикам ограничить круг поставщиков. Рассмотрим самые популярные методы.

Квалификационные требования

Это требования, предъявляемые к участникам тендера, обычно речь идет об их опыте, финансовых оборотах, иногда это могут быть лицензии или наличие в штате конкретных специалистов для выполнения каких-нибудь работ или оказания услуг. Это часть тендера отвечает на вопросы "кто ты? что ты за поставщик?"

Здесь можно столкнуться со следующими требованиями:

Авторизационное письмо от производителя. Это письмо в произвольной форме от завода изготовителя или какого-нибудь дилера, что некая компания является авторизованным дилером или сервис-центром какого-нибудь бренда. Никакой дополнительной выгоды заказчику, по сути, оно не дает. Данное требование незаконно.

Опыт поставки в описании тендера часто можно встретить в такой формулировке – "информация об опыте поставки требуемого или аналогичного товара". Допустим, тендер проходит на поставку огромных бульдозеров, а компания ранее осуществляла поставки легковых автомобилей. Скорей всего в 9 из 10 случаев ее дисквалифицируют с тендера по причине отсутствия опыта поставки.

Я считаю, что если у компании есть опыт поставки в системе госзакупок, неважно относится он к предмету конкретного тендера или нет, то исключать его из тендера под предлогом отсутствия опыта неправильно. От этого страдает бизнес, бюджет и в итоге народ.

Кроме того, важно учесть и тот факт, что поставщик в качестве залогового обеспечения ставит на кон свои деньги. В случае, если он по причине отсутствия опыта, авторизационного письма или доверенности не сможет поставить товар надлежащего качества в срок, то заплатит за это своими средствами. Поставщик несет все эти риски на себе, ведь, как правило, заказчик не осуществляет предоплату. В таком случае непонятно, зачем возводятся все эти преграды, которые не дают возможности бизнесу развиваться и расти в рыночных условиях.

Предоставление доверенности от завода-изготовителя. Думаю, что человеку, который придумал этот параметр в тендерах, нужно дать Нобелевскую премию. Предоставление этого документа не дает заказчику никакой выгоды. Это просто еще один способ усложнить участие в тендере другим поставщикам и сузить круг конкурентов.

Требование предоставить грузовую таможенную декларацию (ГТД). Это документ является конфиденциальным, это коммерческая тайна компаний. Там указывается что, когда, у кого и по какой цене было закуплено. Заказчик по закону не имеет права запрашивать данный документ. Но на практике мы видим, что дела обстоят по-другому.

Трудовые ресурсы и опыт работы. Ниже фото требований на поставку металлических кроватей для одного из столичных вузов. Такого рода требования оправданы в случае, если речь идет о выполнение каких-нибудь специфичных услуг, например, прокладки линий электропередачи. Но какое отношение имеет штат сотрудников к отбору компании, которая занимается поставкой металлически кроватей. Я думаю, тут все более чем очевидно.

Техническая часть тендера

Это требование к товару или услуге, которые необходимо закупить. Это часть тендера отвечает на вопрос – "что ты предлагаешь?"

Согласно законодательству, при написании технической части тендера запрещается указывать конкретный бренд, конкретного производителя или страну происхождения. Это усложняет задачу для заказчиков, у которых уже есть планы на победителя, им приходится как-то выкручиваться. В результате вся суть сводится к одному – выставить как можно больше критериев в описание товара.

Мы, например, столкнулись с тем, что покупка моноблоков диагональю 21 дюйм была описана на трех листах, общее количество критериев составило 41. Здесь было описано буквально все ширина, длинна, вес в граммах, все USB-порты и так далее. Заказчик прописал все вплоть до программного обеспечения, которое не только должно быть установлено, но и иметь авторизационное письмо от разработчиков. Одним словом – абсурд.

Ценовая часть тендера

Сегодня ситуация складывается так, что заказчики жестко выставляют свои условия оплаты и у поставщиков нет возможности предлагать свои варианты. Либо ты соглашаешься с условиями оплаты, указанными в тендерной документации, либо тебя просто выкинуть из тендера. Например, сейчас в тендерах обычными стали условия, когда поставка осуществляется безо всякой предоплаты, компания получает оплату только после завершения поставки.

В результате поставщик за свой счет должен нести все расходы, связанные с поставкой, плюс к этому он должен иметь залоговое обеспечение для участия в тендере. Такие условия неприемлемы для многих поставщиков.

Что мы имеем в итоге

Заказчики – это бюджетные и корпоративные организации с государственной долей в лице их сотрудников всеми правдами и неправдами пытаются организовать закупку (тендер) таким образом, чтобы конкуренция оставалась лишь формальность. О здоровой конкуренции не может быть и речи, так как победитель определен заранее, а закупочные процедуры выступают лишь формальностью, которую надо соблюдать.

Решение данной проблемы в том, чтобы более подробно расписать в законе или подзаконных актах, какие именно требования и действия считаются ограничением конкуренции, что значит термин – "завышенные требования к тендеру". Необходимо указать в нормативно-правовых актах, какие требования в технической и квалифицированной части тендера можно выставлять, а какие нет.

Существует еще проблема – модерация объявлений о тендере. Сейчас порядка, который описывает этот процесс, просто нет. Сегодня операторы информационной системы, то есть электронной площадки, сами проводят модерацию по правилам и критериям, которые никому не известны и не понятны. Считаю важным упорядочить этот процесс, ведь от того, как будет сформировано объявление о закупке, зависит то, сколько участников будет в тендере, какой объем средств будет в итоге сэкономлен, насколько честно проведен процесс оценки предложений участников.

В системе госзакупок необходимо создать раздел жалоб и предложений. Речь идет о самих площадках, чтобы обращения участников были услышаны и на каждую жалобу получен ответ. Сегодня в системе есть раздел – чат с комментариями – однако писать туда без толку, так как никто его не читает и ответ вы вряд ли получите.

В целом, если сравнивать со старой системой госзакупок, новая, несомненно, стала лучше, но в ней все равно остаются подводные камни. Есть такая поговорка – "дьявол кроется в деталях" – и она хорошо описывает проблемы в системе.

Важно помнить, что в себестоимость любой потребительской продукции заложена стоимость товаров, которые приобретал производитель. Например, в цене сахара есть стоимость компьютеров, мебели и других товаров, которые были закуплены заводом. Система должна быть такой, чтобы народ поверил в то, что она прозрачная, справедливая и дает шанс победить действительно лучшим, а не тем, у кого есть знакомства и блат. Только в таком случае участников в тендерах станет больше, будет развиваться здоровая конкуренция, от этого в итоге выиграют все – бизнес, государственный и корпоративный бюджет и народ.