Казахстан. Кто хочет перемен?

0
111

Казахстан. Кто хочет перемен?

Нет ни малейших признаков того, что госаппарат хочет меняться. Каждый документ, который он рождает, создает впечатление дежавю

Президент страны в своем послании народу Казахстана от 1 сентября выступил с инициативой изменения подходов к государственному планированию. «Так сложилось, что в системе государственного планирования главным планировщиком, исполнителем и оценщиком выступает госаппарат. Это неправильно. Система государственного планирования должна обеспечить мобилизацию всех человеческих ресурсов, вовлечь частный сектор и общество в качестве полноценных партнеров на всех этапах: планирования, исполнения, оценки. Следует прекратить подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов. Пора перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам. В качестве целеполагания следует определить главенство результата над процессом. Проведение столь кардинальной реформы потребует пересмотра деятельности всего госаппарата. Здесь важное значение приобретает синергия в планировании и реализации реформ».

Но весь вопрос даже не в том, сможет ли поменяться госаппарат, а в том, захочет ли он меняться? Например, первый президент страны Нурсултан Назарбаев в своем заявлении от 22 февраля, в частности, сказал: «Анализ реализации госпрограмм показал, что они выполняются, но конкретные результаты по многим важным направлениям отсутствуют». Касым-Жомарт Токаев год назад на совещании по инновационно-индустриальному развитию в Караганде тоже дал оценку реализации госпрограмм, заметив, что кардинальных сдвигов в структуре экономики страны не наблюдается. Таким образом, недостаточная, мягко говоря, эффективность государственных программ – это не досужие рассуждения «диванного эксперта», а реальность, о которой говорят с самых высоких трибун.

И что от этого поменялось? На заседании правительства 15 сентября докладывается о вводе 206 проектов на общую сумму 996 млрд тенге. Но что там с их эффективностью? Или через пару лет снова будет констатироваться, что конкретных результатов нет? Отдельный вопрос возникает по поводу якобы успехов обрабатывающей промышленности. С чего это она вдруг растет в условиях снижения глобального спроса? Значит, прямо или косвенно стимулируется рост производства, плавно перетекающий в рост запасов, которые, в свою очередь, переходят в ухудшение финансовых показателей предприятий. Ради чего – понять невозможно.

Нет ни малейших признаков того, что аппарат хочет меняться. Каждый документ, который он рождает, создает впечатление дежавю: все это уже когда-то было, причем со все тем же отсутствием результата.

Наш госаппарат не уникален. Нигде и никогда он сам не захочет реформироваться. Его реформы всегда есть плод общественных усилий. Но у нас, так уж сложилось, общество к решению важных задач не привлекается.

Чтобы было иначе, требуется развитие представительных органов власти. Не просто расширение их полномочий, но более свободный допуск к выборам желающих в них работать. Без этого все останется без движения. Так же будут приниматься малоэффективные планы, а потом так же будем сокрушаться о том, что декларированного результата не получилось

Было бы несправедливо утверждать, что наверху этого не понимают. «Если мы реально хотим улучшить жизнь наших граждан, то следует вовлекать их самих в процесс реформ. Наши последующие политические реформы должны быть направлены на более широкое вовлечение людей в управление страной», – говорилось в недавнем президентском послании. Остается только пожелать руководителю страны успехов на этом поприще. Но есть опасность, что если реализация будет поручена самому аппарату, то это закончится ничем.