“Соцсети стали альтернативой национальным пропагандистским машинам”

0
118

"Соцсети стали альтернативой национальным пропагандистским машинам"

Сегодня мир находится в состоянии скрытой войны, которая уже носит глобальный характер. Об этом на Круглом столе "Современные СМИ и социальные сети как инструменты ведения гибридной войны" заявил председатель Независимого союза журналистов Азамат Касыбеков.

По его словам, многие обыватели наивно думают, что сегодня на земле царит мир, но это давно не так.

"Идет противостояние между глобальными игроками, которое может привести к печальным последствиям. Поэтому человечеству нужно стремиться к глобальному совместному видению будущего с участием ведущих мировых полюсов силы.

В Генштабах некоторых держав несколько лет назад была очень популярна концепция введения гибридной войны. Кроме прямых военных действий рассматривались другие виды воздействия на противника. Планировалось использовать широкий арсенал средств. В том числе и возможности современных СМИ и социальных сетей как инструментов гибридной войны.

И действительно СМИ и соцсети показали себя как один из лучших инструментов для пропаганды и сбора информации. Например, события в Украине убедительно продемонстрировали, что информация из социальных сетей при правильном анализе может дать гораздо больше достоверных данных, чем даже донесения агентурной сети", – сказал Касыбеков.

Журналист отметил, что Кыргызстан в этом контексте тоже является полем для битвы для мировых гегемонов, где иностранное влияние весьма ощутимо.

"Например, в Кыргызстане работают радио "Спутник" и "Азаттык". Их можно назвать автономными модулями – агентами кыргызской журналистики. Первый финансируется правительством России, второй, соответственно, правительством США. Это большие СМИ, которые аккумулировали в себя лучшие журналистские кадры и поэтому являются создателями качественного контента. Они отлично мимикрировали (я имею в виду создание статей о кыргызском характере, национальной идентичности) и стали частью информационного пейзажа. Но в первую очередь они проводники политики государств, которые их финансируют. Понимание этого есть в Белом, в Сером, а сейчас и в Золотом доме.

Нужно сказать, что журналистское сообщество Кыргызстана сильно фрагментировано. Журналисты делятся на государственных и частных, кыргызскоязычных и русскоязычных, на пророссийских и прозападных, на националистических и исламских и так далее. И сами СМИ тоже разные. Есть государственные СМИ, есть СМИ, финансируемые из-за рубежа, есть СМИ олигархов, есть СМИ полунезависимые, которые давно страдают от отсутствия рекламных денег. Но эта конструкция пока справляется с обязанностью информировать общество. С точки зрения властей Кыргызстана подобная система приносит много неудобств. Она не позволяет государству твердо проводить свою политику и постоянно грозит дестабилизировать обстановку в стране.

Поэтому со стороны власти фиксируется попытки переформатирования информационного поля. То есть создание более жестких законов, закрытие иностранных СМИ, давление на журналистов и прочее", – добавил эксперт.

Глава Независимого союза журналистов напомнил, что Кыргызстан долгие годы находился под зонтиком ОДКБ, ШОС и других региональных военно-политических союзов, но после нападения Таджикистана на южные границы Кыргызстана эта иллюзия разрушилась.

"Фактически, сентябрьские события были полномасштабной войной. До сих пор проблема границ с соседом не решена. Поэтому наша власть продолжает находиться в состоянии войны. И это понимание диктует их дальнейшие действия.

Одним из самых важных видов безопасности является информационная безопасность. Создается ощущение, что кыргызские власти в стремлении обеспечить информационную безопасность ориентируются на российскую модель пропагандистской машины, которая доказывает свою эффективность в отношении глубинного народа. Но для создания такой машины нужно много финансов и сил, которых у кыргызского правительства нет.

Сегодня пропаганда – это целый мир, надвинутый на глаза. Это альтернатива реальности для широких масс. Она требует построения информационной вертикали, которая, однако, подвержена серьёзным рискам", – отметил он.

Медиа-эксперт убежден, что в Кыргызстане влияние традиционных СМИ на общество падает.

"По данным национального опроса, проведенного Международным Республиканским Институтом основными источниками политической информации для 75 процентов из возрастной группы 36-55 лет является Интернет. Также в Кыргызстане больше всего доверяют информации из Ютуба, Инстаграмма, Фейсбука.

Понятно, что в соцсети в большинстве случаев публикуется контент традиционных СМИ, но способы доставки информации потребителям контролируют международные социальные платформы. А значит они диктуют тренды.

Таким образом, социальные сети стали альтернативой национальным пропагандистским машинам. И в эту игру начали вмешиваться представители большого бизнеса. Можно привести пример Илона Маска, купившего Твиттер и пытающегося повлиять на политические процессы в США.

В Кыргызстане также пытаются если не контролировать соцсети, то хотя бы использовать возможности глобальных платформ. Например, через создание фабрик фейков. Нужно сказать, что в связи с уходом доходов от рекламы из СМИ во Всемирную паутину, журналистские кадры также утекают в соцсети в качестве фейков.

Таким образом, для национальных правительств современные СМИ и социальные сети будут оставаться эффективными инструментами гибридной войны. Но в ближайшие годы будет пропорционально увеличиваться влияние глобальных социальных сетей на население государств. И правительства должны отвечать на этот вызов", – сказал он.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь