Узбекистан. Об идее декларации имущества государственными чиновниками

0
39

Узбекистан. Об идее декларации имущества государственными чиновниками

«С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. 

                  Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы»

Отто фон Бисмарк

Директор Агентства по борьбе с коррупцией Акмал Бурхонов 6 октября опубликовал свои комментарии по поводу внедрения системы декларирования доходов и имущества всеми государственными чиновниками от президента до рядового сотрудника, и подчеркнул, что такая система декларации имущества должна внедряться поэтапно и начинаться с верхнего уровня власти, а не с низов. Поскольку, по его мнению, данный шаг требует создания «целой системы», то на это потребуется, возможно, до 5 лет.

Это заявление руководителя Агентства вызвало активное обсуждение давно назревшего вопроса, и основным вопросом населения был один – «а зачем так долго – 5 лет»? Почему не пять недель, не пять месяцев, не год, в конце концов? Тем более, что в соответствии с Налоговым Кодексом обязательная декларация доходов всеми гражданами, имеющими более одного источника доходов, введена давно. Мы попытались разобраться в возможных трудностях декларирования имущества чиновниками (что, в конечном итоге потребует декларацию всех доходов тоже) и членами их семей.

Первая но, возможно не самая главная трудность внедрения системы декларации имущества чиновниками заключается в том, что чиновники играют ключевую роль в управлении страной. И любая инициатива, бросающая тень на авторитет и социально-экономическое положение чиновника будет ими же блокироваться до последнего.

Надо признать очевидное: без «социально-экономического и политического контракта» (читай – согласия) между управляющей элитой (кланом) с одной стороны, и чиновниками, прежде всего, силового, правоохранительного блока, – с другой стороны, никакой государственный строй не продержится и трех дней.

Некому будет охранять дворцы, имущество и интересы, обеспечить соблюдение законов, защищающих интересы и имущество правящей элиты, не говоря об интересах народа. Недавние события в Беларуси и события, которые развернулись в Кыргызстане это ясно показали. В Беларуси правящая власть удержалась только потому, что силовики, государственные чиновники, пусть даже с некоторыми колебаниями, но в большинстве своем остались верными режиму. А в Кыргызстане – наоборот, отсутствие консенсуса и вышесказанного контракта привело к тому, что толпа за 2 дня смела власть, установив анархию в стране.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Бюджет пополнится на миллиарды». Садыр Жапаров о запуске золоторудного комбината на Джеруе

Все революции последних лет в Кыргызстане с точки зрения политэкономии показывают, что претендующие на государственную власть кланы не имеют принципиальных позиций, объединяющих их вокруг какой-то концепции, идеи, и, соответственно, представители силовых структур, способные защищать эту концепцию и идеи, тоже не могут прийти к согласию с ними. Возникают неустойчивые, временные союзы. Это будет продолжаться, пока не появится личность, которая объединит вокруг себя силовиков, военных, способных гарантировать ее (личности) власть, в обмен на собственные материальные и иные блага.

Здесь вопросы выработки и внедрения систем правоохранения, правоприменения, взаимного сдерживания, выработки баланса сил и соблюдения договоренностей на обозримое будущее принципиально важны. Для подобных обществ, где ещё не установилась твердая система демократического права и цивилизованные механизмы, которые принуждают неукоснительно соблюдать баланс интересов применима формула, предложенная президентом Мексики Плутарко Элиас Кальес (1924—1928 гг.): «Всю поддержку и понимание — моим друзьям, всю тяжесть закона — моим врагам» (Todo el apoyo y la comprensión a mis amigos y todo el peso de la ley a mis enemigos).

Прозрачная система декларирования имущества чиновниками, введенная ускоренными темпами, разрушит не писанные законы соблюдения интересов правящей элиты, поскольку сделает очевидным, кто живет по средствам, а кто – нет. Очевидно, что первых среди чиновников высшего звена окажется очень мало. Именно поэтому недовольных будет очень много. Ведь с этими недовольными, чьё обретенные не на государственную заработную плату имущества станут достоянием общества, надо будет что-то делать: увольнять, возбуждать уголовные дела, в крайних случаях, – отбирать имущество…

И здесь мы подходим ко второй существенной причине, почему требуется так много времени на поэтапную выработку и внедрение системы: чтобы те, кто получили непомерное имущество, находясь на государственной службе, успели свыкнуться с мыслью о неизбежности декларирования имущества со всеми вытекающими последствиями или успели перепрятать это имущество от зоркого глаза Закона. Время необходимо на поиск лояльных людей, на которых можно переписать это имущество с гарантией его возвратности. Иначе вполне вероятен взрыв недовольства и провокация гражданского неповиновения, поскольку немало тех, кто не хочет отдать свое «кровное имущество», даже если оно нажито незаконным путем.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  НАБА: Последние события нанесли ущерб экономике страны в 8 млрд сомов

Так что, вопрос «умиротворения элиты, обладающей имуществом», требует разработки ряда законов, касающихся форм владения и управления имуществом, которые бы позволили формально изменить владельца имущества при сохранении его реального имущественно-распорядительного права. Возможно, этим объясняются предложение поэтапного внедрения системы декларирования имущества, имитация борьбы с коррупцией, казнокрадством государственными структурами теми же государственными чиновниками.

Третья существенная причина в том, что государство не обеспечивает своим служащим заработную плату, которая гарантировала бы иметь квартиру, машину, минимальные сбережения, обеспечивающие комфортную жизнь, финансирование образования детей, возможность различных путешествий и прочего, хотя бы к 40 годам, работая в государственной службе 10-15 лет.

То есть, нравится нам или нет, пока государственная служба не будет гарантировать la Dolce Vita для служителей в обозримом будущем, общество будет вынуждено «терпеть компенсацию ущерба» путем коррупции, казнокрадства, злоупотребления властью. Возможно это самая главная причина невозможности декларирования имущества государственными чиновниками, ведь сегодня в глазах многих случайных чиновников именно власть и дает возможности коррупции, воровства, чтобы иметь некие материальные возможности к среднему возрасту.

И последнее. Пора осознать, что разработка и наличие хороших законов недостаточно для процветания государства. До тех пор пока само общество в большинстве своем не готово действовать строго в рамках закона, и считает нормой попытку обойти его, выгадывая для себя блага, оно не сможет заставить элиту, государственных служащих исполнять закон. Ведь коррумпированный чиновник – тот же вчерашний член общества, который перестал по известным ему причинам уважать закон.

Все изложенное является частным мнением и нисколько не направлено на то, чтобы оправдать бесконечные отсрочки внедрения системы декларирования имущества государственными чиновниками.

При наличии твердой политической воли и определенного консенсуса в обществе, все указанные факторы и преграды легко преодолимы, если подойти к ним с пониманием их сути и глубинных причинно-следственных связей. А пока же, мы все слушаем умные речи о важности поэтапного подхода к решению задачи, где ни сами этапы, ни их суть не обозначены, кроме красивых пожеланий красиво названного Агентства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь